«Горячая линия» рыбоохраны

Новости территориального отдела по Московской области: Отдых в водоохранных зонах с нарушением законодательных ограничений может иметь финансовые последствия

20 марта 2014

С приходом ранней весны все большее количество рыбаков – любителей, рассчитывающих на достойный клев хищника: жереха, окуня, щуки, а также просто отдыхающих, устремляются к рекам и водоемам Московской области. Прибрежные полосы водных объектов, не имеющих твердых дорожных покрытий, из-за весенней распутицы становятся практически непролазными и труднопроходимыми, особенно для автотранспорта.

В связи с этим не лишним будет напомнить, что в соответствии с Водным кодексом РФ в границах водоохранных зон запрещается движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие. Ширина водоохранных зон водных объектов устанавливается на основании норм статьи 65 Водного Кодекса РФ:

 — ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

до 10 км – в размере 50м;

от 10 до 50 км — в размере 100 м;

от 50 км и более – в размере 200 м.

Например: Река Ока — водный объект рыбохозяйственного значения протяженностью 1498, 6 км, следовательно, водоохранная зона р. Ока устанавливается в размере 200 метров.

 — ширина водоохранной зоны озера, водохранилища (за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0, 5 км2) устанавливается в размере 50 м;

Ширина же водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока. Например: Озернинское водохранилище — водный объект рыбохозяйственного значения с общей площадью акватории 23, 1 кв. км — расположено на р. Озерне. Длина р. Озерна — 63 км. Следовательно, водоохранная зона Озернинского водохранилища установлена в размере 200 (двести) метров.

Цель ограничений, установленных в водоохранных зонах – предотвращение загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (ч. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ), т.е. сохранение природной среды и чистоты водных объектов.

Частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде административного штрафа за использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности, в виде административного штрафа:

 — в отношении граждан от 3 000 до 4 500 руб.

 — в отношении должностных лиц от 8 000 до 12 000 руб.

 — в отношении юридических лиц от 200 000 до 400 000 руб.

Часто инспекторам рыбоохраны приходится выслушивать нарекания и претензии о том, что при наличии ограничений, установленных в водоохранных зонах, на водных объектах отсутствуют информационные и предупреждающие знаки.

Видимо, необходимо отметить, что отсутствие специальных информационных знаков о наличии водоохранной зоны и ее ширине не является обстоятельством, исключающим административную ответственность по части 1 статьи 8.42 КоАП РФ, так как не освобождает гражданина от обязанности по самостоятельному исполнению требований вышеизложенных норм природоохранного законодательства.


Законодательством не устанавливается наличие или отсутствие нарушения водоохранного режима в зависимости от установления на местности соответствующих знаков, что следует из ч. 18 ст. 65 Водного кодекса РФ, согласно которой установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе, посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 года № 17 «Об утверждении правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов», органы государственной власти обеспечиваю размещение специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в характерных точках рельефа, а также местах пересечения водных объктов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан и поддержания этих знаков в надлежащем состоянии.

По смыслу указанного постановления, предупреждающие знаки размещаются в определенных местах, отвечающих приведенным критериям.

Положения ч. 6, п. 4 ч.15 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации не связывают обязанность соблюдения установленных в них требований с наличием специальных информационных знаков о границах водоохранных зон, прибрежных защитных полос водных объектов, официально опубликованы для всеобщего сведения и подлежат применению.

Механизм принуждения к исполнению норм статьи 65 ВК РФ присутствует.

Закон следует выполнять.

Водоохранным зонам – правовую защиту!