«Горячая линия» рыбоохраны

ЧТО ВИДИТ «ЗЕЛЁНЫЙ ДОЗОР»

24 мая 2010
Все реже и реже приходится слышать от бывалых рыбаков рассказы о выдающихся уловах, гигантских рыбинах, выловленных у нас в области, а видеть солидные трофеи и подавно. Похоже, нашим рыбакам уже не нужны длинные руки, чтобы показать размер пойманной рыбы. Биологи, занимающиеся ихтиофауной, подтверждают: мельчает рыба в наших водоемах, не успевает в большинстве своем дорасти до крупных размеров.

Когда исчезает зверь в лесах, рыба в реках и прудах, причина, как правило, человек, вернее, его хищническое отношение к природным ресурсам.

Охота на «двуногих хищников»

– Последний вопиющий факт – перед майскими праздниками специалистом ГУ Калужской области «Управление по охране объектов животного мира и водных биологических ресурсов» в Людиновском районе обнаружены шкуры, остатки туш. Браконьерами были убиты стельная лосиха и лось, возможно, двухлеток, еще державшийся возле матери, - рассказывает Александр Мартыненко, начальник отдела охраны объектов животного мира и водных биологических ресурсов ГУ. - На место выезжали сотрудники милиции. По факту браконьерства возбуждено уголовное дело, ведется розыск злоумышленников.

Надо отметить, что за два года своего существования ГУ Калужской области «Управление по охране объектов животного мира и водных биологических ресурсов», работая в контакте с передовыми охотпользователями, существенно осложнило жизнь браконьерам. За это время было составлено 389 протоколов, возбуждено семь уголовных дел, предъявлено исков более чем на полтора миллиона рублей. Все взысканные деньги идут муниципальным образованиям. Сейчас оплачены два иска за нанесение ущерба природе: за двух убитых кабанов в Юхновском районе, в Медынском - за лося. Последнее дело было прекращено в связи с деятельным раскаянием – браконьер заплатил 82 тысячи рублей.

– К нам в управление приходят молодые специалисты. Им хочется навести порядок. Они понимают, насколько страшен браконьерский беспредел, но работать им зачастую приходится на энтузиазме. У нас один специалист на район, у которого зачастую нет никакой техники, - подтверждает Елена Зарифьян, начальник отдела по работе с охотпользователями ГУ. – Мешает также правовой вакуум. Закон «Об охоте» вышел, но он подразумевает появление большого количества подзаконных актов, которые будут регламентировать различные ситуации. Они вывешиваются на сайте Министерства природных ресурсов России для обсуждения. Но если сегодня ничего не делать по охране животного мира, то ко времени их принятия охранять будет уже нечего.

– В соответствии с Административным кодексом поводом для возбуждения административного производства является обнаружение специалистами или гражданами факта браконьерства. Мы разработали бланки сообщений, разослали в охотхозяйства. Их могут заполнять пользователи охотугодий и егеря. Сообщение поступает к нам, и мы начинаем административное расследование, - объясняет Александр Мартыненко.

Как положительный пример рачительного использования охотничьих угодий и активной борьбы с браконьерством в ГУ привели Хвастовичский район, не так давно считавшийся «краем непуганых браконьеров». За время своего существования хозяйство «ИП Чавгун В.М.» сумело навести здесь порядок. Оно активно сотрудничает с органами милиции. Большую поддержку в борьбе с браконьерством оказывают начальник ОВД по Хвастовичскому району Петр Голиков, глава администрации района Сергей Веденкин. Численность зверя возросла в разы, а браконьеров - сократилась. Здесь понимают: браконьер потому и браконьер, что ему абсолютно все равно – он возьмет и чужую рыбу, и чужого кабана, и лося. По словам Владимира Чавгуна, они сталкиваются с тем, что местные реки Рессета, Вытебеть буквально забиты, особенно в период нереста, незаконными орудиями лова: сети, «морды», «горожи».

– Когда мы бываем в охотхозяйствах, тоже видим подобную картину, - подтвердила Елена Зарифьян. - Рыбные запасы области – это общее достояние. Считаем необходимым объединить усилия для того, чтобы их сохранить. При невозможности выявить браконьера призываем уничтожать незаконные орудия лова. Только в начале мая на реках Жиздре, Рессете, Вытебети мы совместно с сотрудниками милиции и природоохранной прокуратуры обнаружили и уничтожили 11 «горож» и более 90 сетей, на Оке – порядка трех десятков сетей.

По мнению специалистов ГУ, надо хотя бы весной, когда идет нерест, в сезоны «тишины» в лесах, организовать посты, привлекать общественность, членов обществ охотников и рыболовов.

– Я тоже рыбак со стажем, люблю ловить рыбу на спортивные снасти. Приехать на реку, закинуть поплавочную удочку и поймать хотя бы десяток хороших плотвиц. Но если не бороться с браконьерами, я там никого, кроме лягушки, не поймаю, - считает Елена Зарифьян.

Сберечь «плотвиное царство»

«Плотвиным царством» иногда называют рыбаки нашу область. Да, у нас не Дальний Восток – лосось на нерест не ходит, рыбопромысловых участков нет, а косяки стерляди в Оке остались в «преданьях старины глубокой». Но это не значит, что наши реки, озера и пруды не нуждаются в охране. Надзорные функции сегодня принадлежат отделу государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов по Калужской области Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству. Девять государственных инспекторов уполномочены составлять протоколы на нарушителей правил рыболовства.

Только с 1 по 30 апреля нынешнего года на водоемах области было выявлено 62 нарушения. Наложено штрафов на сумму 60 900 рублей, предъявлено исков за ущерб водным биологическим ресурсам на сумму четыре тысячи рублей, изъято 86 запрещенных орудий лова, 18 транспортных средств. Два дела на трех человек передано в правоохранительные органы в связи с наличием признаков преступления, предусмотренного ст. 256 УК РФ (незаконная добыча водных животных и растений). За нарушение правил рыболовства на граждан может быть наложен административный штраф от одной до двух тысяч рублей. Кроме того, за каждую незаконно пойманную рыбу рассчитывается ущерб, который может составлять от 20 до 420 рублей за экземпляр. В частности, ущерб за самку с икрой исчисляется в двойном размере. Рыбаки на форумах в Интернете называют эти меры драконовскими.

– Предусмотрен даже размерный ряд на рыбу, чтобы человек не вылавливал ту, которая неполовозрелая, не нерестилась. Когда-то судака вылавливали крошечного, 15-20 сантиметров, складывали в сумку - и домой, теперь судака меньше 40 сантиметров брать нельзя, сома - меньше 90 сантиметров, жереха – 40, налима - 40 и т.д. Драконовские меры? Сами жалуетесь, что крупную рыбу не поймать. Стерлядь тут пытались разводить не один десяток лет, но выращенная на рыборазводном заводе молодь не успеет адаптироваться, как попадается в сети. Многие калужане ездят рыбачить на Волгу и ее притоки. Едут за приличной рыбой. Но и там наблюдается тенденция: если раньше привозили с Волги хороших судаков, сомов, то теперь везут чехонь неполовозрелую, мелкую плотву… - поясняет начальник отдела Александр Гнусов. - Я 20 лет работал на Сахалине. Там давно введен такой запрет для промышленного лова. Молодь должна вырасти. Когда рыбаки поймут, что вылавливать крохотную рыбу не имеет смысла? Куда ее девать? Разве что окрестные кошки порадуются.
Способов «порадовать окрестных кошек» множество – перечень запрещенных орудий лова и способов добычи занимает два машинописных листа. Самые распространенные у нас – сети. В советские времена их мастерили сами, а после перестройки в России начался бум «китаек», которые буквально заполонили наши водоемы.

– Электроудочки остаются, к счастью, в прошлом. Существенную роль сыграло общественное мнение. Если раньше законопослушным рыбакам было все равно, если кто-то пользовался электроудочками, то теперь иначе. С начала весны у нас не было случаев использования электроудочек. А раньше в месяц составляли протоколы, изымали 5-6 электроудочек. Люди стали понимать, что эта снасть губит все живое – и рыбу, и икру, и мальков, - продолжает начальник отдела. – А с сетями ситуация такая: «китайки», появившиеся в свободной продаже, породили безнаказанность – поставил ночью сеть и ушел. Сеть есть – злоумышленника нет. Стоила она дешево – 50 рублей, бросить не жалко. В 2009 году вышел закон о рыболовстве РФ, согласно которому запрещено ввозить сети в РФ. Теперь канал поступления «китаек» перекрыт. Цена на них выросла в несколько раз – до 500-1000 рублей. На оптовых складах в Москве не купишь. Раньше правилами рыболовства была запрещенf продажа сетей и сетных материалов, это помогало бороться с браконьерством. Думаю, что со временем данный запрет снова появится.

Пока инспекторы наблюдают одну и ту же картину – приехал гражданин отдыхать с семьей, с детьми, взял с собой 2-3 удочки и еще сеть в багажник бросил. Думает, поставлю – не помешает. Отдыхают добропорядочные граждане, и сеть стоит… Никто не осуждает. Про электроудочки поняли, а до сетей понимание, видимо, еще не дошло.
Сейчас пора горячая – нерест. С 1 мая по 10 июня на территории области запрещен лов рыбы всеми орудиями, за исключением поплавочной или донной удочки с берега не более чем с двумя крючками, естественно, вне мест нереста.

– Когда функции передавали Россельхознадзору, было на область 22 человека, которые занимались только рыбоохраной, сейчас, после передачи федеральному агентству, – 9, - посетовал Александр Гнусов. - Как это ни странно звучит, у нас нет ни одной новой машины, ни одного катера, ни одной новой лодки, все старое. Конечно, по сравнению с другими регионами для Москвы мы «плотвиное царство». Но на одном энтузиазме далеко не уедешь, не уплывешь. Мы сотрудничаем с Государственной инспекцией по маломерным судам (ГИМС). Они оказывают нам уже два года хорошую помощь. Когда они выезжают на патрулирование, мой инспектор идет с ними. Ведем проверки. Кстати, у нас есть совместный план мероприятий с областным УВД. В период нереста они работают с нами, имеют согласно Административному кодексу право составлять протоколы о нарушениях правил рыболовства. Протоколы передаются нам. А мы их рассматриваем и принимаем решение.

Вспомнил Александр Павлович, как в советские времена у рыбнадзора был заключен договор с обществом охотников и рыболовов (сейчас общественная организация). Практически все, даже мелкие, реки были за обществом закреплены. Оно инкубировало рыбу, зарыбляло водоемы, содержало их в чистоте и порядке и т.д. Теперь старые законы ушли, а новые не заработали в полную силу. Образовался правовой вакуум.

– Есть у нас общественные инспекторы и в Калуге, и в районах. Но если раньше общественный инспектор имел право составлять протокол, то теперь таких прав у него нет. Он может сообщить нам или в милицию и присутствовать при составлении протоколов. Сегодня общественные инспекторы не имеют права даже изымать незаконные орудия лова, - подтвердил он. - У нас все почему-то боятся, что будут перегибать палку, но мы десятилетиями работали. В области рыбопромысловых участков нет, на рыбе состояния не сделаешь. Но природу свою жалко. Думаю, необходимо наделить общественных инспекторов правами составлять протоколы, изымать орудия лова, особенно в горячие периоды, нерест.

Опыт показывает, что рыба ловится, зверь водится, густой кулеш и наваристая уха всегда там, где к природе относятся бережно и по-хозяйски.

P.S. С точки зрения женщины, мечтающей о том, чтобы ей с рыбалки принесли отличную рыбу, которую можно запечь или зажарить, хорошо бы ответственным органам объединить усилия – у одних есть полномочия, у других – люди, у третьих – лодки, особенно по охране малых рек, активно привлекать охотпользователей, владельцев рекреационных зон. Если не хватает нормативной базы, то субъект Федерации - наша область - имеет право законодательной инициативы.

Когда в товарищах согласье есть – самый худший вариант для … браконьеров.


Газета «Весть»
№177 от 18.05.2010 г.