«Горячая линия» рыбоохраны

Мы наведём порядок!

17 июня 2009
«Уважаемая редакция!»- с этого обращения начинаются многие письма в нашу газету. Не стал исключением и этот случай. Вот какое послание мы получили от нашего постоянного читателя Сергея Владимирова еще в начале мая:
«Я сам рыбак. В период нереста, как вы знаете, действует запрет на лов рыбы. Исключение составляет ловля на поплавочную удочку с одним крючком.
Поехал я порыбачить на Жиздру. Утро ясное, и клев соответствует погоде! Неподалеку расположилась компания слегка трезвых парней, которые откровенно расставляют сеть, после чего продолжают повышать градус. Моему возмущению нет предела. «В период нереста - сеть?!- с возмущением подумал я. – Беспредел!!!» Обидно то, что ничего с этим не поделаешь. Хозяева жизни! Я один, а их трое и они «готовые». Подойти боюсь – инстинкт самосохранения не позволяет (простите). Судя по машине, «пацаны» не из простых. Как бы наказать? Позвонить... Телефон с собой, и я свидетель. А на какой номер?
Предлагаю вам на страницах газеты поднять тему, пообщаться с компетентными органами и составить список телефонов для обращения. Ловля рыбы сетями и на электроудочки есть браконьерство. Истории про сети я слышал неоднократно от рыбаков. К сожалению, она прерывалась на том, что человек ПРОСТО видел...»
С этим письмом мы обратились к начальнику отдела Государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов по Калужской области Александру Гнусову:
– Александр Павлович, куда звонить, если рыбак столь принципиален и не может пройти мимо браконьерства?
– Наш телефон в будние дни 57-50-71. У нас возвращается служба внештатных инспекторов. Это, как правило, рыбаки-любители, которые ценят природу, именно такие, как ваш читатель. Чувствуется, что он за нее болеет душой. Если бы он являлся нашим общественным инспектором, он был бы наделен определенными правами, и ему бы не пришлось вызывать оперативную группу. А в данной ситуации он оказался один на один с проблемой.
Инспекторам я даю свою личную визитку, где указан и мой мобильный телефон, ведь нам порой приходится выезжать по звонку в ночное время. Злостные браконьеры именно в это время суток ловят рыбу. Чтобы поймать матерого браконьера, надо ехать в ночное время: темнота позволяет ему расставить большое количество сетей.
Кроме того, в каждом районе у нас есть сотрудники милиции (РОВД). Если рыбак видит браконьера, например, находясь на реке Жиздре в Думиничах, он может позвонить в РОВД. Сотрудники милиции, согласно Административному кодексу, наделены правами составлять протоколы, в том числе и за нарушение правил рыболовства. Кстати, в Думиничах сотрудники РОВД работают очень неплохо. У нас даже в деревнях есть участковые милиционеры, наделенные определенными полномочиями.
Если рыболов приедет в дежурную часть РОВД или позвонит туда, сообщив, в каком месте находится группа браконьеров, уверяю вас, немедленно туда выедет опергруппа, составит протокол, а если много сетей, то даже возбудит уголовное дело по статье 256.
Всем сотрудникам милиции по всей области дано указание помогать органам рыбоохраны. У нас-то работает всего пять штатных государственных инспекторов на всю Калужскую область.
– Но обычный рыбак не всегда может знать телефон местного РОВД.
– Тогда можно позвонить в милицию в Калугу, и дежурный сразу переключит телефон на номер местного РОВД. Звонок будет зафиксирован. Хотя, вы знаете, рыбаки не всегда хотят этого. Ведь затем им придется выступать на суде в качестве свидетелей и являться туда неоднократно в случае, если против браконьера возбудят уголовное дело. Поэтому рыбакам все же проще обращаться к нам в отдел, к нашим инспекторам. Если мы получим сигнал, что на месте нереста, скажем, в Андреевском затоне, ставят «телевизор», мы сразу сориентируемся и пресечем браконьерство.
– А как ведут себя браконьеры при появлении инспекторов, когда вы их «накрываете»? Не начинают ли хамить, угрожать, давать взятки?
– Из практики моей работы (а у меня практика большая – 39 лет) знаю, что если инспектор ведет себя нормально, в соответствии с законом, знает свои права и обязанности и вежливо объясняет цель визита, то стычек, провокаций или сопротивления не бывает. Конфликт можно предотвратить. Чтобы не спровоцировать драку, инспектор должен вести себя правильно.
Хотя бывало всякое: рыбаки напиваются, ведут себя неадекватно. Их может быть в компании много. Тогда инспектор звонит 01, и к нему сразу выезжает опергруппа. Как только появляется дополнительное подкрепление, все конфликты сразу снимаются.
– Вы работали в разных регионах страны, есть возможность сравнивать поведение рыбаков. Какова ментальность жителей нашей области?
– Люди здесь спокойные, любому человеку можно доказать, что он не прав, что его действия расцениваются как браконьерство. И 99 процентов с этим соглашаются. В добровольном порядке приходят и платят через квитанцию штраф.
– А предложения взять, так скажем, «на лапу» бывают?
– Что касается вопроса расплатиться на месте - это реальность. Она в жизни у нас есть, каждый второй пытается сунуть инспектору деньги. Но я скажу так: инспектору брать деньги без квитанции смысла нет. Минимальный штраф для рыбаков - 1000 рублей. Гораздо проще им прийти и в добровольном порядке заплатить этот штраф государству. И дело будет закрыто. А если инспектор эту тысячу возьмет себе, то боюсь, что в дальнейшем он работу не найдет.
– То есть?
– Если в ГАИ работают сотни людей, то у меня всего пять, и каждый инспектор на речке «на слуху». Это я вам точно говорю. Как только у кого-то в руках зацепится эта тысяча, тут же вся речка будет знать!
– А попадаются ли на браконьерстве в Калужской области крупные чиновники?
– У нас такого нет, не попадаются и не задерживаются. Им нет смысла организовывать себе ловлю плотвы, густерки или даже того же леща. Ну, поймают они 15-20 килограммов этой плотвы, а дальше что? Особенность Калужской области заключается в том, что у нас ценных видов рыб мало. Та стерлядь, которую мы запускаем ежегодно, вырастает всего до 2-3 кг. И то это единицы, встречаются очень редко. В среднем 800-граммовые попадаются или килограммовые. Вот и вся ценная рыба. Сома и судака стало мало. Крупный лещ тоже редко попадается.
Сегодня любой чиновник может поехать на юг, на Каспий, на Сахалин, Камчатку и там половить нормальную рыбу. А здесь смысла нет.
– А кто же у нас занимается браконьерством?
– Две крайние категории: предприниматели и неработающие лица, те местные жители, кто материально не обеспечен и живет вблизи водоемов.
– А богатым это зачем?
– Побаловаться, отдохнуть, выпить водочки. Сама рыба им не нужна.
– Когда работаешь на основании закона, легче наводить порядок. Александр Павлович, часто ли меняются правила рыболовства на водоемах?
– С 5 апреля вступили в действие новые правила рыболовства в Волжско-Каспийском рыбохозяйственном бассейне, куда включена Калужская область. Здесь четко прописаны запретные орудия лова и указан минимальный размер рыбы для вылова. Это впервые введено в норму. Например, запрещается вылов судака менее 40 см в длину. Раньше судака можно было вылавливать всех размеров. Рыбакам придется привыкать к новым правилам: жерех - не менее 40 см, щука - 32 см, раки - 10 см, лещ - 25 см. Раньше леща ловили и по 5-10 см.
Я не скажу, что мы сразу всех будем наказывать, привычки рыбакам менять сложно, ведь прежде ловили все виды любых размеров и это было допустимо. Теперь в связи с тем, что рыбы очень мало, ввели такой закон. Это по всем областям Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна. Мы наведем порядок!
В свою очередь, редакция нашей газеты предлагает всем принципиальным рыбакам нашей области вступать в ряды общественных инспекторов. Надо помочь профессионалам пресечь бесчинство браконьеров, иначе они вконец истребят нашу флору и фауну. Телефон для обращения в отдел Госконтроля, надзора и охраны водных биоресурсов мы указали, а вот адрес учреждения: Калуга, пер. Знаменский, 2а.

Капитолина КОРОБОВА
Опубликовано: газета «Весть» №210-211 (6048-6049)Газета «Весть»